По разным данным до 30%детей в
популяции имеют в той или иной степени ЗПР,и их количество возрастает.
Задержка психического развития —это частичное недоразвитие высших
психических функций, которое носит временный характер и может компенсироваться при специальном обучении и воспитании в детском или подростковом возрасте.
Этот термин крайне пугает родителей.
Прежде всего, помните, что задержка психического развития–это всего лишь задержка. Стоя в пробке на шоссе, Вы точно знаете,что скоро поедете дальше. ЗПР поддается коррекции и исправлению практически полностью.Однако, если трактовать его упрощенно, то он означает, что у ребенка есть специфические проблемы, которые не позволяют ему активно осваивать окружающие его мир и поэтому он отстает в развитии.
Трудно точно сказать о причинах возникновения ЗПР. К ним относятся абсолютно все «вредности» внутриутробного развития: болезни и стрессы беременной мамы, травмы плода, курение, алкоголизм, причем не только мамы, но и папы. Неприятности в родах, конечно, тоже могут стать виновниками отставания в развитии крохи. Очень важны и первые месяцы его жизни: что его окружало, чем болел, вовремя ли начал сидеть, вставать, ходить. Отдельная причина и даже плодородная почва для любых задержек
развития –это неблагоприятное окружение в семье: родители-алкоголики, физические наказания, вербальная грубость взрослых (угрозы, окрики, мат), примитивность их желаний и устремлений, неправильное воспитание. Ничто не может расти и развиваться безлюбви. Детки –особенно.
В большинстве случаев такие дети не могут преодолеть задержку без специальной помощи.Именно для таких детей создаются специальные (коррекционные) группы в детских садах и классы вшколах. Туда набирают не более 10 человек. И тщательно планируют коррекционно-педагогическую работу.
Коррекционно-развивающая работав группе для детей с ЗПР осуществляется учителем-дефектологом, воспитателями, учителем-логопедом, педагогом-
психологом и другими специалистами дошкольного учреждения.
В целом, в задачи специалистов входит развитие мышления, памяти, внимания деток до максимально возможного уровня, обучение сюжетно-
ролевой игре, общению, правильной речи.
Разумеется, ребят обучают грамоте и азам математики. Большое внимание уделяется работе с родителями. Очень малорезультативны занятия с детками, чьи родители игнорируют родительские собрания, домашние
задания дефектолога, советы психолога и воспитателей. Как правило, такие ребята оказываются недостаточно подготовленными к школе, даже если с ними занимались первоклассные специалисты.
Основной целью работыс детьмиявляется всестороннее развитие ребенка
и его подготовка к школе, т. е. помощь в овладении детьмизнаниями, умениями и навыками которые необходимы в школе.
Совместная работа педагогов и родителей обязательно поможет
ребенку справиться с его проблемой!
Но для того, чтобы это произошло,
родителям
необходимо тесно взаимодействовать со специалистами и
воспитателями детского сада. В некоторых случаях, без помощи врача
также не обойтись.