Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

ДИАГНОСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста в настоящее время стала очень актуальной. Педагоги отмечают рост количества детей с речевыми нарушениями. Для того, чтобы вовремя оказать помощь ребёнку с речевыми нарушениями педагог должен чётко представлять, как развивается речь ребёнка-дошкольника в норме и на что нужно обращать внимание, чтобы предупредить и вовремя исправить речевые нарушения. (см. табл.)

   На что воспитателю необходимо обратить внимание:

- как часто болеет ребёнок (соматически ослабленные дети, как правило, имеют недоразвитие не только физических процессов, но и психических, познавательных, речевое недоразвитие);

- развитие общей и мелкой моторики;

- речевое развитие

ЕСЛИ:

  1. Ребёнок не говорит совсем.

Отсутствие речи в 3 года - не просто запаздывание – это сигнал о грубом речевом нарушении!

  1. Задержка на стадии называния.(после 3-х лет)

Ребёнок называет предметы в конкретной ситуации (как правило, только под влиянием образца взрослого), долго остаётся на уровне их обозначения, предложений в речи нет. В реальном общении с людьми вместо речи – жесты, движения, требовательные возгласы и т.п.

  1. Говорит, как маленький.
  2. При разговоре виден язык между зубами.
  3. Невнятная речь. 
  4. Не хочет говорить.
  5. В речи появились запинки.
  6. имеется  сильное течение слю­ны;

НЕОБХОДИМО СРОЧНО ОБРАТИТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ!

Ошибочно надеяться на само­произвольное исчезновение недо­статков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут проч­но закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.

К детям с нарушениями речи относятся дети с психофизическими отклонениями  различной выраженности, вызывающими расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи.

Основными проявлениями речевой патологии являются:

  • задержка темпа нормального  усвоения языка (первые слова появляются в 2-3 года, фразы – к 3-4 годам);
  • наличие той или иной степени выраженности  нарушений подсистем языка (лексических, синтаксических, морфологических, фонематических, фонетических);
  • удовлетворительное понимание обращенной речи (в случае грубого недоразвития  речи могут наблюдаться трудности  в понимании сложных конструкций, различных грамматических форм, но при этом понимание обиходно-бытовой речи сохранно)
  • нарушения звукопроизношения (в норме к 5 годам ребёнок должен правильно произносить все звуки речи).
  • Речевые запинки в речи (заикание) или патологически ускоренный темп речи.

У детей с тяжелыми речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи  нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками. У детей с тяжелыми нарушениями речи  отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля.

Указанные особенности в развитии детей  с тяжелыми нарушениями речи спонтанно  не преодолеваются. Они требуют  от педагогов специально организованной  коррекционной работы.

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Формирование произносительной стороны речи (уточнение и закрепление правильного произношения звуков родного языка, четкое артикулирование их в звукосочетаниях и сло­вах, работа над всеми элементами звуковой культуры речи) осуществляется воспитателем на каждом занятии в сочетании с другими речевыми задачами.

Возрастные нормы развития детской речи

Возра-стной

период

Норма звукопроиз

ношения

Лексико-грамматическое развитие речи

Связная речь

с 2-х

до

3-х лет

Произносятся все гласные звуки. Могут искажаться йотовые гласные (я, ю, ё, е), замена ы на и.Чётко твёрдо произно- сятся:б-п, м, н, сь, т-д, г-к. Могут наблюд-сясмешения артикуляционно близких звуков.

В словарном запасе – 30 прилагательных. Правильно используют личные местоимения. Появляются предлоги (в, на, у, с), союзы (и, а, потому что, тогда, когда).

Часто опускают, неправильно используют приставки слов.

Появляются в речи сложные предложения.

с 3-х до 4-х лет

Чётко произносятся все гласные звуки и согласные (й, с-з, ц, л, ль,  в-ф,

г-к-х)

Употребляют обобщающие понятия (игрушка, семья, посуда, мебель). Соотносят единств. и множ. число существит. Используют слова, обозначающие качества, свойства, величину, цвет, предметов. Используют в речи предлоги (по, до, вместо, после), союзы (что, куда, сколько). Чётко проговаривается слоговая структура слов.

Воспроизводит короткие рассказы и знакомые небольшие сказки. Составляет короткие рассказы (3-5 предложений) по картинкам, игрушкам.

Употребляют предлож. с однородн. членами; читают наизусть неболь потешки и стихотвор-я

с 4-х до 5 лет

Правильно произносят звукиж-ш-ч-щ, р.

Понимают и правильно употребляют словосочетания, обобщающие слова (одежда, птицы, звери, фрукты, овощи, обувь, цветы, деревья и др.). Образуют антонимы для обозначения цвета, величины. Пользуются уменьшит-ласкатель.и увеличитель суффиксами сущ-х.

Пересказывают небольшие сказки и рассказы, составляют короткие рассказы по содержанию картин, описания предметов. Составляют сюжетный рассказ. Творческий рассказ по представлениям

с 5 до 6 лет

Чётко, правильно произносят все звуки речи

Чётко, правильно произносят сложные слова. Подбирают синонимы, антонимы. Понимают и употребляют в речи многозначные слова. Понимают образные выражения в загадках. Образуют глаголы с помощью приставок. Изменяют слова по числам и падежам. Усваиваются все частные грамматические формы слов.

Объясняют смысл поговорок. Связно и последовательно передают диалог действующих лиц, характер-ку героев. Составляют описатель и сюжетный рассказ по картине, серии картин. Делят предлож-я на слова, слова на слоги, слоги на звуки.

Разделы сайта