Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Воспитание физической культуры

Физическая культура – это один из важнейших элементов здорового образа жизни. А какой родитель не хочет, чтобы его ребёнок был здоров? Излишний вес, многочисленные проблемы со здоровьем и даже плохое настроение связаны с гиподинамическим (малоподвижным) образом жизни, с отсутствием регулярной физической нагрузки.

         Каждый родитель по–своему подходит к вопросу воспитания физической культуры. Некоторые полагаются на детский сад, мол, там ребёнок 2 раза в неделю посещает занятия физкультуры. Другие начинают с раннего детства приучать ребёнка к спорту, отдают его в спортивные секции, часто выбирая тот вид спорта, которым занимались или хотели заниматься сами. Но профессиональный спорт сильно отличается от той физической нагрузки, которая необходима ребёнку в каждый возрастной период. Ещё бывает такая картина, когда родители «выпихивают» уже ребёнка подростка в спортзал, стимулируя его походы туда разрешением играть на компьютере… Все перечисленные варианты несколько далеки от воспитания физической культуры.

         ВОСПИТАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ПЕРЕДАЧУ ЗНАЧЕНИЯ И ЦЕННОСТИ, А, ГЛАВНОЕ, - ПЕРЕДАЧУ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ СПОСОБА ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ ФИЗИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ.

                                         С чего начинать?

         Это очень важный и принципиальный момент. Если родители сами ведут малоподвижный образ жизни, не занимаются спортом, не получают удовольствие, например, от езды на велосипеде, от катания на лыжах, коньках и т.д., то ребёнок тоже вряд ли сделает спорт образом своей жизни.ПОЭТОМУ НАЧИНАТЬ НУЖНО ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО С СЕБЯ САМИХ.

          Вспомните, когда последний раз, вы целенаправленно занимались какой – либо физической активностью (бег за автобусом не считается), а когда вы последний раз всей семьёй участвовали в семейном спортивном соревновании? Успех любого воспитания определяется тем, насколько искренне и последовательно родители сами следуют тем истинам, которые они хотят вложить в ребёнка. Очень важны так называемые семейные «спортивные ритуалы», например, каждую пятницу вся семья идёт в спортзал, на выходные - все едут в бассейн, вместе катаются на велосипедах, а на зиму у каждого есть лыжный комплект… Именно так у ребёнка и формируется понятие физической культуры, вначале наблюдая, а потом и участвуя с самого детства, получая удовольствие от совместного участия – он приобщается к здоровому образу жизни. Благодаря этому, повзрослев, он сам скорее предпочтёт игру с мальчишками в футбол тусовке, попивающей пиво…

           Полноценное развитие ребёнка зависит от его способности управлять своим телом. Данный процесс упорядочен и подчинён общим биологическим закономерностям. Это проявляется как в росте и формировании отдельных частей тела, так и в развитии и совершенствовании их функций. Психическое развитие ребёнка напрямую зависит от его двигательной активности. Двигаясь ребёнок познаёт мир и начинает выстраивать отношение с окружающими объектами.

РОДИТЕЛИ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ О ТОМ, ЧТО АКТИВНО ДВИГАЯСЬ, РЕБЁНОК ТРЕНИРУЕТ СВОЁ ТЕЛО, НАЛАЖИВАЯ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВЯЗИ МЕЖДУ МОЗГОВОЙ И ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

           Неоценимую помощь оказывает плавание. Если с малышом заниматься плаванием продолжительно и, главное, регулярно, то оно приносит ребёнку радость, придаёт ему смелость, повышает его сопротивляемость заболеваниям, развивает чувство равновесия. У него увеличивается объём лёгких, т. е. организм снабжается кислородом, улучшающим, в свою очередь, работу мозга. Учить ребёнка плавать надо с самого рождения.

           Во многих двигательных навыках, которыми пытается овладеть ребёнок, присутствует обучение манипулированию. Чем легче ваш малыш манипулирует своими ручками и пальчиками, тем проворнее он будет перелистывать страницы книг, застёгивать пуговки, действовать вилкой и ложкой. Навыки манипуляции приходят не сразу, поэтому вы должны поощрять ребёнка, чтобы он больше тренировался. Если ваш ребёнок не может застегнуть пуговку, долго с ней возится, не мешайте ему. Конечно, вы можете сделать это быстрее, но пусть он сам справится с этим пока сложным для него заданием. Учите ребёнка отвинчивать крышки, наливать воду в сосуд с узким горлышком. В этом вам помогут специальные игрушки. Обязательно в арсенале вашего ребёнка должны быть простейший конструктор и пирамидки.

БУДЕТ ЗДОРОВО, ЕСЛИ ВЫ УСТАНОВИТЕ ДОМА СПОРТИВНУЮ СТЕНКУ.

           С рождения дети начинают активно подражать взрослым, и если вы сами занимаетесь каким – либо видом спорта – самое время приобщить ребёнка. Приобретите соответствующий его возрасту спортивный инвентарь и, по возможности, позвольте ребёнку делать, как вы. Удачный период для формирования полезных привычек, таких, например, как утренняя зарядка. Комплекс игр должен состоять из прыжков; например «Достань игрушку», где ребёнок должен подпрыгивая достать игрушку, которую держит взрослый у него над головой;  лазанья например «Пролезь под стулом», учите ребёнка залезать и вылезать, например, из большой коробки; перешагивание например «Перешагни предметы», разложенные на полу; игры в мяч учите ребёнка подбрасывать, ловить, захватывать правильно мяч, катать друг другу. Для развития координации движений используйте игры с воздушными шарами. Для развития глазомера бросайте мяч в небольшую картонную коробку. Помогайте ребёнку выполнять это упражнение, стремитесь не к результату, а к тому, чтобы вызвать интерес у ребёнка к этому занятию.

           Часто в возрасте 3 – 4 лет родители отдают ребёнка в спортивные секции, приобщая к профессиональному спорту.

ВНИМАНИЕ! ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СПОРТ – ЭТО НЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА! Это мощная дополнительная психофизиологическая нагрузка, часто превышающая возможности ребёнка! Большое количество тренировок и чрезмерные нагрузки на суставы, мышцы и др. (в зависимости от вида спорта) часто приводят к раннему разрушению суставов, сухожилий и др. Каждый такой вид спорта несёт свои последствия. Конечно, выбор всегда остаётся за родителями, и те, кто выбирает «за», должны осознавать возможные последствия и, конечно же, всегда быть на стороне интересов ребёнка: упрёки в стиле «Ну что же ты раскис, прямо, как девочка!» или «Я в твоём возрасте…» могут существенно травмировать психику ребёнка. В этом вопросе всегда важно соотносить цели и средства.

       Для ребёнка 3 – 4 лет полезными будут следующие упражнения:

КОМПЛЕКС №1

1. Игры с мячом на развитие:

- моторики (ловкости, координации движений, быстроты);

- глазомера, эмоциональной сферы (умения проигрывать, подчиняться правилам).

Предложите ребёнку поиграть с мячом:

  • бросать мяч вверх и ловить двумя руками;
  • ударить мячом об пол, чтобы он отскочил повыше;
  • ударить по мячу ногой – у кого дальше укатится;
  • бросать мяч друг другу и ловить;
  • попасть мячом в коробку, увеличивая постепенно расстояние (двумя руками, правой рукой, потом левой);
  • тихонько катните мяч вперёд, а ребёнок должен обогнать его;
  • катнуть мяч так, чтобы он попал между ножками стула (двумя руками, правой рукой, левой рукой, ногами – одной, потом другой).

2. Упражнение «Спрыгивание с высоты»

Поставьте ребёнка на невысокую скамеечку и научите его спрыгивать на пол. На первых порах поддержите его, приговаривая: «Согни ножки, отталкивайся, выпрямляя ноги, и спрыгни вниз». Похвалите ребёнка: «»Молодец, какой ты ловкий!»

3.Упражнение на подпрыгивание

Натяните верёвочку с нанизанными на ней конфетами, игрушками или другими предметами так, чтобы ребёнок достал их, подпрыгнув на двух ногах и захватив предмет рукой.

4. Упражнение с верёвочкой

Разложите на полу верёвку. Попросите ребёнка пройти точно по этой верёвке. Сначала ребёнок ходит по прямой верёвке, затем по извилистой.

5. Игра «Угадай, кто идёт?»

После посещения зоопарка, цирка, просмотра книг с картинками животных поиграйте с ребёнком в игру, в которой нужно изображать повадки животных.

Например, так: «Вот идёт медведь, он идёт медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен», а ребёнок изображает, как ходит медведь. «А вот так прыгает воробей, быстро-быстро, так, как сейчас зазвучит бубен». Быстро постучите в бубен, а ребёнок прыгает, как воробушек.

Самое время учить ребёнка кататься на велосипеде, на самокате.

         В возрасте 4 -5 лет родители обычно большой упор делают на речевое и интеллектуальное развитие ребёнка, не стоит не в коем случае забывать зарядку! Если ваш ребёнок здоров, и вы активно занимались с ним зарядкой и просто часто играли в разные подвижные и активные игры, то он с удовольствием продолжает в них играть, часто даже отдаёт им предпочтение. Он уже более ловок, неплохо скоординирован. Очень важно теперь поддерживать эти спортивные традиции всей семьи.

          Очень полезно научить ребёнка ходить с предметом на голове. Предложите ему вначале просто удерживать его, потом ходить с ним, потом сидеть. Обучите ребёнка правильному дыханию, дыхательная гимнастика тоже приносит заряд бодрости и энергии. Сегодня достаточно просто найти секцию по интересам, будь то танцы, гимнастика – регулярные занятия, при условии, что они приносят ребёнку удовольствие, -будут ему на пользу. Повзрослев, ребёнок более критично оценит и вас самих, насколько вы в себе воспитали физическую культуру. Если вы всё делали искренне и грамотно, то результатом будет здоровье, активность и жизнерадостность вашего ребёнка.

Разделы сайта